Корпоративное управление – это урегулированная нормами права система организационных и имущественных отношений, с помощью которой корпоративная организация реализует, представляет и защищает интересы своих инвесторов, в первую очередь акционеров.
Наиболее известны три доктрины корпоративного управления:
· "агентская";
· "менеджерская";
· теория "социальной ответственности".
Согласно агентской теории директора являются наемными работниками акционеров, которым подотчетны и интересы которых для агентов должны быть превыше всего. В соответствии с "менеджерской" концепцией директора выступают в роли руководителей с делегированными полномочиями, правами и обязанностями (т.е. их статус повышается); к ним предъявляются требования как к любому порядочному человеку, который честно по закону действует во благо других. Теория "социальной ответственности" расширяет границы понятия "акционерная компания", в которое включаются "иные заинтересованные лица". Объем последнего понятия варьируется от работников до совокупности работников, кредиторов, поставщиков, потребителей и даже местного сообщества[1].
Одновременно при анализе корпоративного управления выделяются два подхода - концепция акционеров и концепция соучастников. В соответствии с первым корпоративное управление рассматривается в узком смысле - в качестве системы подотчетности высших менеджеров акционерам компании. Акцент делается на конфликте между сильными менеджерами и слабыми разрозненными акционерами, практические меры концентрируются вокруг проблемы мониторинга и контроля за действиями менеджеров с помощью таких инструментов, как структура совета директоров, защита прав акционеров,опционы, слияния и поглощения и др. Но в настоящее время общества с большим числом мелких акционеров уступают место компаниям с концентрацией собственности. Кроме того, при таком подходе в стороне остаются другие лица, участвующие своим трудом и капиталом в деятельности компании.
Вторая концепция рассматривает корпоративное управление в широком смысле слова - как систему формальных и неформальных отношений всех заинтересованных лиц (акционеров, менеджеров, кредиторов, контрагентов, наемного персонала, государства и т.д.). Ранее главной проблемой считалась практическая невозможность выполнения фирмой своих обязательств по отношению ко всем соучастникам, в связи с чем концепция соучастников подверглась определенному пересмотру в сторону сужения понятия "соучастник". Модернизированная модель соучастников определяет их как субъектов рынка, способствующих росту активов компании.
Таким образом, отношения между менеджерами и акционерами оказываются лишь частью более широких отношений корпорации с внешней институциональной средой.