Ясное, четкое изложение проблемы
является ключом к проведению успешного маркетингового исследования. Зачастую
клиенты маркетинговых фирм сами не знают своих проблем. Они констатируют, что
объем продаж падает, рыночная доля уменьшается, но это только симптомы, а важно
выявить причины их проявления. Классической ситуацией является случай, когда
маркетинговое исследование не адресовано реальной проблеме. Чтобы избежать
подобной ситуации, необходимо исследовать все возможные причины появившихся
симптомов. Часто в этих целях проводится разведочное исследование.
При проведении маркетинговых исследований
сталкиваются с двумя типами проблем: проблемами управления маркетингом и
проблемами маркетинговых исследований. Первые возникают в двух случаях.
Во-первых, когда появляются симптомы недостижения целей маркетинговой
деятельности. Во-вторых, существует вероятность достижения целей, однако
руководителю надо выбрать такой курс действий, который даст возможность в
полной мере воспользоваться благоприятными обстоятельствами.
Проблемы маркетинговых исследований
определяются требованиями предоставления руководителям и специалистам по
маркетингу соответствующей, точной и непредвзятой информации, необходимой для
решения проблем управления маркетинговой деятельностью.
Очевидно, что проблемы управления маркетингом
являются критическими, потому что без их корректного определения будет сложно
выявить проблемы маркетинговых исследований. А это может привести к дальнейшим
нежелательным последствиям в ходе их проведения.
В процессе выявления проблем управления
маркетингом можно выделить следующие восемь этапов.
1. Получение базовых знаний о компании, ее
продуктах и рынках.
2. Ознакомление с ситуацией, в
которой находится лицо, принимающее решение (ЛПР), с его целями и ресурсами.
3. Прояснение симптомов проблемы.
4. Выявление предполагаемых
причин возникновения проблемы (базовых проблем).
5. Определение действий по
смягчению проявления проблемы.
6. Определение ожидаемых
последствий этих действий.
7. Выявление предположений
руководителя относительно этих последствий.
8. Оценка адекватности имеющейся
информации.
Что касается формулирования
проблем маркетинговых исследований, то можно рекомендовать проведение этих
работ в три этапа:
1. Выбор и четкое определение содержания
параметров, подлежащих исследованию.
2. Определение взаимосвязей.
3. Выбор модели.
Исследователь и специалисты маркетинговых
служб должны говорить на одном языке, и должно быть ясно, как измерить тот или
иной параметр.
В качестве примера параметров исследования и
их определений можно назвать следующее: «осведомленность» (процент
респондентов, слышавших о продукте данной марки); «отношение к продукту» (число
респондентов, испытывающих положительное, нейтральное или отрицательное
отношение к данному продукту).
Далее необходимо рассмотреть взаимосвязи между
различными параметрами. Например, обычно снижение цены приводит к росту объема
продаж и наоборот. Взаимосвязи устанавливаются на основе знаний и предположений
сотрудников маркетинговых служб, а также специалистов, проводящих маркетинговые
исследования.
По сути дела определение параметров и их
взаимосвязей, исходя из понимаемой логики, приводит к созданию модели. Можно в
качестве первого приближения воспользоваться уже существующими моделями. В
результате разрабатывается модель возможных причин возникшей проблемы,
ориентированная на нужды потребителей, выбор решений и оценку их последствий.
Эти модели могут быть как сложными, так и простыми. Например, главным условием
для покупки специальных программных средств может являться условие, чтобы
потенциальный покупатель имел персональный компьютер хотя бы с 486-м
процессором.
После разработки модели исследователь
формулирует свои формальные предложения о проведении маркетинговых
исследований, включающие формулирование проблем управления маркетингом,
определение целей и метода проведения маркетинговых исследований, направленного
на их достижение.
Цели маркетинговых исследований вытекают из
выявленных проблем, достижение этих целей позволяет получить информацию,
необходимую для решения этих проблем. Они характеризуют тот информационный
вакуум, который должен быть ликвидирован для предоставления менеджерам
возможности решать маркетинговые проблемы. Список целей, согласованных с
менеджером, включает обычно несколько наименований.
Цели должны быть ясно и четко сформулированы,
быть достаточно детальными, должна существовать возможность их измерения и
оценки уровня их достижения.
При постановке целей маркетинговых
исследований задается вопрос: «Какая информация необходима для решения данной
проблемы?» Ответ на этот вопрос определяет содержание целей исследования. Таким
образом, ключевым аспектом определения целей исследования является выявление
специфических типов информации, полезной менеджерам при решении проблем
управления маркетингом.
Исходя из этого цели маркетинговых
исследований могут носить следующий характер:
1. Разведочный, т.е. быть направлены на сбор
предварительной информации, предназначенной для более точного определения
проблем и проверки гипотез.
2. Описательный (дескриптивный), т.е.
заключаться в простом описании тех или иных аспектов реальной маркетинговой
ситуации.
3. Казуальный, т.е. быть направлены на
обоснование гипотез, определяющих содержание выявленных причинно-следственных
связей.
Что касается конкретного метода проведения
маркетингового исследования, то на данном этапе он описывается в самом
обобщенном виде и характеризует инструментарий сбора информации, необходимой
для достижения исследовательских целей (например, проведение анкетирования).
Менеджер должен понять суть предлагаемого метода. Кроме того, на данном этапе
исследования обычно указываются также требуемое время и стоимость предлагаемого
исследования, что необходимо менеджеру для принятия решения о проведении
маркетингового исследования и решения организационных вопросов его проведения.
Примером цели маркетинговых исследований может
быть следующее: «Определить демографический профиль покупателей, используя
такие параметры, как возраст, пол, образование и годовой семейный доход». Эта
цель сформулирована в терминах, понятных менеджерам, указаны параметры
измерения, можно выбрать методы исследования и определить требуемые затраты.
Характер целей маркетингового исследования
предопределяет выбор конкретных типов исследования, носящих те же названия, а
именно: разведочный, описательный и казуальный.
|