Создание стоимости сегодня
считается первоочередной задачей для менеджеров. Создание стоимости является
универсальной темой различных методов совершенствования, таких как всеобщее
управление качеством (TQM), процессно-ориентированное управление затратами,
запасы, доставляемые точно в срок (just-in-time inventory), реинжиниринг бизнес-процессов,
управление временем, и т. д. Менеджеры осознали, что улучшение отдельных
показателей работы необходимо перевести в добавленную стоимость для всей
организации, а не только для определенного отдела. Прогресс на одном участке не
обеспечивает долгосрочных успехов. Таким образом, процесс совершенствования
должен быть устойчивым и приводить к оптимизированию всей компании.
Для того чтобы определить
основные элементы отчетности, ориентированной на создание стоимости, рассмотрим
формулу создания экономической стоимости (Economic Value Added):
EVA = Capital · (ROIC - WACC).
Стоимость создается только в
случае превышения возврата на капитал (ROIC) над средневзвешенной стоимостью
капитала (WACC). Таким образом, чтобы повысить стоимость компании, необходим
рост ROIC и снижение WACC. Поскольку снижение WACC связано с привлечением
заемных средств по минимальным ставкам, то в условиях глобализации бизнеса и
появления на местном рынке глобальных игроков — ведущих международных компаний
необходимо выходить на международные рынки заимствования. Это будет возможно
после внедрения в сфере корпоративного управления практик, соответствующих
требованиям и ожиданиям инвесторов. Фактором стоимости, таким образом, является
снижение стоимости внешнего финансирования компании.
Рассмотрим формулу ROIC (так
называемую модель Дюпон)1 (см. схему).
Концепция взаимосвязи стратегии с
финансовыми и нефинансовыми показателями по различным направлениям деятельности
компании — основа концепции сбалансированной системы показателей, карт создания
стоимости и прочих аналогичных концепций, определяющих взаимосвязь
количественных и качественных показателей как верхних уровней (стратегических
целей, ориентированных на увеличение стоимости компании), так и более низких.
Например, если сократить время на обработку одного заказа, то увеличится общее
количество заказов, обработанных в течение дня, а скорость поступления денежных
средств будет зависеть от эффективности работы с дебиторами-клиентами, которая
обуславливается:
·
надлежащим
бизнес-процессом (своевременно выставленный и переданный клиенту счет,
письмо-напоминание и т. д.);
·
качеством
продукции (отсутствие возвратов и связанных с ними неоплат);
·
качественным
обслуживанием клиента (увеличение повторных заказов).
Создавая подобные карты и
раскрывая такую информацию, компания получает значительное конкурентное
преимущество: более совершенную систему корпоративного управления2.
Все показатели можно увязать с
показателями нижнего уровня, определив факторы, от которых зависит их
улучшение, — факторы стоимости, в частности:
·
увеличение
сумм дохода;
·
снижение
издержек;
·
эффективность
использования активов;
·
эффективность
использования заемного капитала.
Количественные индикаторы
создания стоимости
Свои устремления необходимо
сделать измеряемыми с помощью количественных индикаторов, привязанных к
созданию стоимости. Некоторые компании выбирают в качестве такого индикатора
курс своих акций, обещая, скажем, удвоить его в течение трех, четырех или пяти
лет.Другие предпочитают сформулировать задания по ключевым факторам создания
стоимости, выразив их в различных показателях — финансовых (допустим, прибыль
до вычета процентов и налогов) или нефинансовых (к примеру, количество
клиентов).
Каким образом следует
устанавливать общие целевые индикаторы? Не существует единого дедуктивного
метода, позволяющего менеджерам определить, какой уровень индикатора можно
считать достаточным.Но есть три вида анализа, вкупе обеспечивающих формирование
необходимой базы данных.
·
Целевые
индикаторы следует устанавливать, исходя из ожиданий финансового рынка.
Представление о перспективах в этой области можно составить на основе изучения
аналитических отчетов, а главное —с помощью метода обратного расчета цены
акций. Он заключается в том, чтобы привести к текущему моменту ожидания
будущего роста и рентабельности инвестированного капитала (return on invested
capital, ROIC), заложенные в цену акций.3
·
При
разработке целевых индикаторов следует учитывать отраслевую специфику,
чтобы, во-первых, выявить реальные возможности соответствующих рынков, а
во-вторых, определить, на что способны конкуренты.
·
Крупные
успешно действующие компании можно рассматривать какролевые модели,
являющиеся образцами в отношении устанавливаемых индикаторов и достигнутых ими
результатов.
Руководствуясь итогами такого
анализа, генеральный директор и другие высшие менеджеры должны критически
рассмотреть сформулированные ими цели компании и без колебаний расстаться с
предвзятыми и ограниченными суждениями. Им необходимо также соотнести
намеченные значения индикаторов с показателями прошлой деятельности фирмы,
чтобы понять, какую брешь предстоит заполнить. В идеале, целевые индикаторы
следует устанавливать с некоторыми допусками (но не слишком большими, чтобы не
подрывать моральный дух сотрудников).
Целевые установки, сочетающие в
себе жесткое требование достижения определенных финансовых показателей с более
гибким по характеру обращением к человеческим сердцам и умам, создают
всеобъемлющую мотивацию к созданию стоимости.
|