Объединение бывших врагов и создание единой валюты стало крупнейшим политическим достижением Европы. Сегодня узы, связывающие членов Евросоюза, проходят самую серьезную проверку за все время своего существования. Пока нет никаких оснований считать, что евро на грани исчезновения. Однако без умелого управления не удастся остановить процессы, лишающие единую валюту политической поддержки. Европейский валютный союз всегда был и остается не только политическим, но и экономическим проектом. Если евро что-то угрожает, причина отнюдь не в экономике, не в государственных дефолтах и не в снижении процентной ставки. Евро сумел укрепить единый рынок, устранив такие явления как волатильность и конкурентную девальвацию. Над единой валютой нависла политическая угроза, но и она во многом приукрашена евро-пессимистами. Мощные силы удерживают Еврозону от развала: исключить страну из союза не возможно; политические лидеры по-прежнему настроены держаться вместе; в любом случае, выход из Еврозоны - дорогое удовольствие. Тем не менее, евро испытывает на себе серьезное давление. Если лидеры Еврозоны хотят, чтобы единая валюта продолжила свое существование, им необходимо прийти к новым политическим договоренностям взамен старых, которые сделали возможным ее появление на свет. Германия отказалась от немецкой марки, при условии, что остальные европейские страны будут придерживаться немецкой дисциплины. Обеспечивать соблюдение этих договоренностей должны были: независимый, Европейский Центробанк, ориентированный на поддержание низкой инфляции, Пакт о стабильности и росте обеспечивающий финансовое благоразумие, и запрет на оказание финансовой помощи. Из трех столпов по-прежнему действует только первый. Хотя даже независимость Европейского Центробанка уже под сомнением.
Германии и Франции удалось увильнуть от карательных мер, предусмотренных пактом. У правительств просто не поднялась рука на одного из своих. Подходящий момент для введения ограничений безнадежно упущен. Чрезмерные государственные займы не единственная причина долгового кризиса. Испания также находится в бедственном положении, несмотря на профицит в стране перед кризисом и меньший государственный долг, чем у Греции. Однако неудачная попытка введения немецкой дисциплины заставила страну отложила реформы необходимые для устойчивого роста, в долгий ящик. Облегчить процесс перемен можно было бы при помощи активного движения капитала в пределах европейского континента, однако, вместо этого, средства были направлены на финансирование потребительского бума, и инвестиции ушли в никуда. Пока бум продолжался, правила, очевидно, можно было безнаказанно нарушать. Сейчас коллективная поддержка южной части Европы с высокой степенью вероятности рассматривается как постепенный переход к союзу финансовой помощи, где бережливые платят за расточительных. Ситуацию накаляют заявления лидеров, что дефолты в Еврозоне просто недопустимы. Договор о запрете на оказание финансовой помощи превратился в договор о предупреждении дефолта, и теперь немецкие налогоплательщики чувствуют, что их оставили в дураках.
Чтобы монетарный союз не развалился, нужно разработать новые политические соглашения. Для этого требуется искусное управление государственными делами, однако ни один из европейских лидеров пока что не может похвастаться подобными навыками. Управление во время кризиса отличалось нерешительностью, а понимание его причин просто отсутствует. Внутреннее противостояние вмешательству МВФ препятствовало решительным действиям в отношении Греции. Некоторые европейские лидеры говорят, что дефолт в Греции приведет к повторению ситуации с Lehman. Аналогия с известным банком напрашивается сама собой: слишком большое кредитное плечо, непрозрачность, отток финансов и риск распространения эпидемии - симптомы, характерные для обоих случаев. Но в таком случае лекарством от этой болезни также станет резолюция для Греции и других стран с аналогичными проблемами. Министр финансов Германии Вольфганг Шойбле предложил заранее готовиться к дефолту Греции. Для начала необходимо заложить основу для проведения последовательной структурной реформы, если программа МВФ потерпит фиаско. Если программа ликвидности в размере 750 млрд. евро будет реализована автоматически в случае паники на рынке, скорее всего, один дефолт не вызовет цепную реакцию. Кроме того, в случае распространения эпидемии больше всех пострадает частный финансовый сектор, в особенности, немецкие и французские банки, правительства стран которых предпочитают спасти их, помогая Греции.
Повторное признание государствами своих ошибок в ведении бюджета нисколько не ослабит политическое единство Еврозоны. Наоборот, это еще больше сплотит Европу, и, тем самым, докажет, что монетарный союз не является завуалированным трансфертным союзом, которому не хватает законности. Также необходимо принять новый Пакт о росте и стабильности. Он должен быть намного жесче, чем нынешний. Нарушителям закона будет отказано в финансовой помощи Евросоюза, а также временно запрещено пользование правом голоса по вопросам, касающимся Еврозоны. Однако надежные законы должны гарантировать финансовую честность. Дефициты более устойчивы в начале цикла, когда темпы роста в стране опережают темпы образования государственного долга. При этом рост - необходимое условие на пути к стабильности, фактор, о котором нельзя забывать. Если толкать страны к обесценению долга, можно добиться лишь дестабилизации политической ситуации, но отнюдь не улучшения состояния экономики.
Таким образом, страны с профицитом бюджета должны внести свою лепту. Расходы, превышающие доходы могут запустить процесс восстановления. Финансовая экономия должна сопровождаться и другими мерами, направленными на стимулирование частного спроса. В будущем темпы экономического роста Европы должны увеличиться за счет повышения производительности. Однако ни монетарная, ни финансовая политика не принесут желаемого эффекта. Такие перспективы откроются только после проведения жестких структурных реформ, которых уже на протяжении долгого времени в Европе избегают. Несмотря на беспокойство по поводу евро, самым главным достижением для Европы остается не стабильность единой валюты, а динамизм реальной экономики. Если в Еврозоне не смогут договориться, страны продолжат действовать в своих интересах, чтобы избежать стагнации. Правительства стран будут продвигать инфляционные политики на национальном уровне или посредством Европейского монетарного союза, что в любом случае окажет негативное влияние на независимость ЕЦБ. Если ситуация будет развиваться в этом направлении, судьба евро действительно окажется на волоске. Избежать его гибели - наиглавнейшая задача лидеров Еврозоны.
По материалам The Financial Times Источник: Forexpf.Ru - Новости рынка Forex