Принимая во внимание трагические события в Греции и распространение финансовой проблемы на другие периферийные страны Еврозоны, большинство сейчас признает, что страновой риск имеет значение, причем весьма немаловажное. К сожалению, осознание пришло слишком поздно, когда процесс европейской интеграции уже вернулся к начальной стадии. Однако проблема не ограничивается одной лишь экономикой. Рано или поздно она перерастет в один из основных факторов влияния на политику, оценку рыночной стоимости и корреляции. Решающую роль играет контекст, и о нем никогда не следует забывать. Стремительное увеличение суверенного долга в промышленно развитых странах ведет к изменению режима со всеми вытекающими долгосрочными последствиями. А происходящее в Европе является еще одной иллюстрацией того, как в нашем крайне взаимосвязанном мире прежде немыслимые явления могут стать реальностью.Другим странам не стоит ограничиваться ролью стороннего наблюдателя. Следует тщательно проанализировать существующую динамику долга и сделать выводы, учитывая масштабы долговых обязательств, сроков их погашения и источников финансирования.
Но и это еще не все. Последствия греческой трагедии отразятся на многих странах. Торговля, потоки капиталов и сами рынки быстро разнесут инфекцию, при этом последствия эпидемии могут оказаться совершенно непредсказуемыми. Безусловно, греческий кризис окажет непосредственное негативное влияние на совокупный спрос и, следовательно, на внешнеторговые потоки, а также станет фискальным тормозом для других европейских стран. Это усилит структурные проблемы, которые уже ослабили устойчивое циклическое восстановление мировой экономики. Также эта ситуация усложнит столь необходимый переход от временных катализаторов экономического роста (меры государственного стимулирования и запасы) к более стабильным (компоненты конечного частного спроса). Страны с высокой долей экспорта в Еврозону пострадают больше других. Некоторые из них находятся по соседству - Норвегия, Швеция, Швейцария и Великобритания. Другие расположены далеко от Еврозоны, например Сингапур.
Второй механизм воздействия связан с потоками капитала и характеризуется большей сложностью. Нескольким страна во главе с США выгодно такое перераспределение капитала из Еврозоны, поскольку инвесторы реагируют как на увеличение странового риска, так и на повышение волатильности. Что же касается капитала в пределах Еврозоны, то здесь произойдет еще более значительное дифференцирование в пользу солидных экономик региона и в частности Германии. Такое перераспределение потоков капитала уже происходит. И в следующие недели и месяцы оно станет еще более отчетливым, поскольку институциональные инвесторы будут корректировать свои инвестиционные принципы, стараясь обойти стороной волатильность, связанную с государственными рисками. Однако здесь следует сделать важное уточнение. Ввиду того, что Греция является частью общего явления раздутых государственных финансов и высокого системного риска, также следует ожидать постепенного всеобщего и увеличения премий за риск во всем мире. Таким образом, капитал будет более избирательным в плане места назначения, так как при выборе ликвидность будет иметь приоритет над прибылью, а надежные государственные облигации - над акциями. Третий механизм воздействия считается самым непредсказуемым. В ближайшее время начнут происходить масштабные политические изменения, связанные с движением капитала.
Когда же это все кончится?
Греческий кризис уже стал потрясением для Еврозоны. И теперь он грозит перерасти в более глобальное явление. Некоторые страны выиграют, главным образом, вследствие оттока капитала из Еврозоны. Однако большинство окажется в проигрыше. И даже тем, кто получит преимущество, следует сохранять бдительность и готовиться к неожиданностям. Как и большинство других стран мира, они, в итоге, тоже пострадают от последствий падения международного спроса и возобновившихся сбоев в мировой банковской системе.
По материалам The financial Times Источник: Forexpf.Ru - Новости рынка Форекс