Америка и Китай на время забыли о своем споре по поводу обменного курса юаня. За две недели до запланированного выступления Тима Гайтнера, который должен был определить, манипулирует ли Китай своей валютой, министр финансов США перенес отчет. Это решение последовало за объявлением президента Ху Дзиньтао, что он посетит проводимый США саммит на тему ядерного разоружения, чтобы откровенно поговорить о наложении новых санкций в отношении Ирана и сдерживании программы по созданию ядерного оружия Северной Кореей. Хотя уход вопроса обменного курса юаня на второй план отвечает интересам как Вашингтона, так и Пекина, резкая реакция мирового сообщества сигнализирует об опасности "балансирования на грани". Жесткая позиция Америки практически не нашла поддержки, за исключением сдержанного порицания от директора Международного валютного фонда Доминика Стросс-Кана и спокойного совместного письма от пяти лидеров стран Большой 20. Япония и Южная Корея хранят гробовое молчание: у обеих в Китай вложено много средств. Прибыли самых влиятельных компаний связаны с успешным экспортом из Китая, которому явно не нужен сильный юань.
Но Пекин не должен успокаиваться, потому что его соседей все больше беспокоит растущая мощь Поднебесной. Доказательством тому могут послужить попытки Индии создать видимость альянса с США но в то же время, судя по недавнему визиту Владимира Путина, восстановить военные связи с Россией. Заявления Юрико Коикэ, бывшей министра обороны Японии, об укреплении военного сотрудничества Японии и Индии тоже говорят о том, что регион ищет пути сдержать рост Китая. Критический момент наступил в прошлом году. Предоставив Шри-Ланке военную помощь и помогая ей советом во время разгрома восставших тамилов, Китай показал готовность вывести свою военную мощь за пределы традиционной сферы влияния, чем вызвал сильное недовольство Индии. Более того, расширив кредитование государств бывшего Советского Союза в центральной Азии и восточной Европе и продемонстрировав тем самым свое несогласие с требованием России об "эксклюзивной сфере влияния" на ближнем зарубежье, Китая продемонстрировал намерение сохранить расстановку сил, сложившуюся в Евразии после холодной войны.
Быстрый рост Китая за последние 30 лет в сочетании с наращиванием военной мощи превратил Азию в сильнейшую державу. После векового доминирования внешних сил - России, Великобритании, США и Японии - Китай восстанавливает власть, накопленную за годы своего существования, и оказывает влияние в новых областях, как в Шри-Ланке. Пекинским лидерам придется проявить чудеса внешней политики, чтобы предотвратить образование региональных коалиций, направленных на сдерживание Китая, сохранить дружелюбные отношения с США и разработать "остполитику", которой будут довольные небольшие соседи, например, члены Ассоциации государств Юго-восточной Азии. Примерно такие чудеса показывал искусный дипломат 19 века Отто фон Бисмарк, после того как объединил Германию. Бисмарк целенаправленно шел к единению и хотел помочь Пруссии занять заслуженное, на его взгляд, место среди других великих держав. Достигнув свои цели, он старался сохранить равновесие в Европе при помощи политики благоразумия и сдерживания. Но Германия настолько мобилизовала свои ресурсы и националистические настроения, что это привело в ужас ее соседей. Вскоре Бисмарк уже говорил о "кошмаре недружественных коалиций". Несмотря на все его старания, этот кошмар стал явью.
Перед Китаем встанет такая же дилемма, как и перед Германией Бисмарка, если Поднебесная превзойдет по мощи всех своих соседей вместе взятых (за исключением России, если учитывать ее ядерный арсенал). Чтобы не повторить судьбу Второго рейха, Китай должен открыто признать, что он развивает не страну, а мировую державу с соответствующими обязательствами, которые выше непосредственных интересов государства. Ему нужно объяснять свои действия и учитывать в своей политике интересы других стран. Спор по поводу обменного курса юаня должен стать для Пекина тревожным сигналом. Но решение споров с США - это еще полдела. Также Китай не может полагаться на "мощную производственную цепочку" Азии, если стремится к стабильности в регионе. Как и во время азиатского кризиса в 1997 году, когда Китаю удалось избежать политики по принципу "разорения соседа", сейчас ему нужно действовать по принципу многосторонних отношений.
По материалам The Financial Times Источник: Forexpf.Ru - Новости рынка Форекс